Кадырбулато Подписано
цифровой подписью:
ва Бибигуль Кадырбулатова
Бибигуль
Есенгалиевн Есенгалиевна
Дата: 2022.05.31
а
09:56:14 +03'00'
I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее «Положение»)
разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ, ФГОС НОО и ООО, Уставом средняя школа №68 (далее школа) и другими нормативно-правовыми документами, регулирующими
деятельность образовательной организации.
1.2. Регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса
осуществляется в порядке, установленном в настоящем Положении.
1.3. Внутришкольный контроль - это проведение директором школы, его
заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и
контроля в пределах своей компетентности за соблюдением всеми участниками
образовательного процесса законодательных и иных нормативных актов разного
уровня, а также Устава школы, должностных инструкций, Правил внутреннего
трудового распорядка и иных локальных актов.
1.4. Директор школы, его заместители вправе осуществлять внутришкольный
контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам:
- соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления государственной политики в области образования;
- соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других
локальных актов школы;
- контроля условий реализации основной образовательной программы НОО и ООО
(кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационнометодических и других)
- контроля результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы соответствующей ступени обучения;
- контроля соответствия структуры и содержания основной образовательной
программы НОО и ООО (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта;
- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и
текущего контроля успеваемости;
- своевременности
предоставления отдельным категориям обучающихся
дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ.
1.5. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического
коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение
эффективности
образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим
работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их
профессионального мастерства.
В данное положение о ВШК педагогическим советом могут вноситься
изменения и (или) дополнения.
1
II. Цели и задачи ВШК.
Цель внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС:
установить соответствие деятельности педагогических работников требованиям
нового стандарта, выявить позитивные и отрицательные тенденции в
организации
образовательного процесса
Задачи внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС:
• выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации
ФГОС в школе нормативным требованиям;
• проверка уровня достижения планируемых результатов освоения
обучающимися
основной образовательной программы;
• анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях
реализации стандарта второго поколения;
• выявление отрицательных и положительных тенденций в организации
образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
• оказание методической помощи педагогическим работникам, в том числе по
формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
• информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих
решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
III. Направления внутришкольного контроля
3.1.
Направлениями
внутришкольного
контроля,
соответствующими
направлениям оценки качества образования являются:
- требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов,
достигаемых школой;
- требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной
деятельности;
- требования к структуре образовательных программ: оценка качества
управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по
принципу «распределенной ответственности».
IV. Функции внутришкольного контроля
-информационно-аналитическая - получение информации о состоянии
образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ
(интерпретация) для принятия целесообразных управленческих решений;
2
-контрольно-диагностическая - оценка ситуации в сопоставлении реального
положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые
результаты освоения основной образовательной программы, требования к
условиям реализации ФГОС);
-стимулирующая - превращение контроля в инструмент развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и
общего развития обучающихся.
V. Основания внутришкольного контроля
5.1.Плановый контроль.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в
соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает
периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации
проверок. Он доводится до членов коллектива школы в начале учебного года.
5.2. Внеплановый контроль.
Внутришкольный контроль в виде внеплановых проверок осуществляется в
целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в
обращениях физических или юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
5.3. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор,
системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах
образовательного процесса для эффективного решения задач управления
качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние
здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных
моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение,
диагностика профессиональной компетентности и т.д.).
VI. Виды внутришкольного контроля
6.1. При оценке отдельных разделов деятельности школы или должностного
лица в ходе
ВШК (в зависимости от конкретной цели) учитывается:
- уровень здоровья обучающихся;
- уровень социализированности и воспитанности обучающихся;
- уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся; - уровень
сформированности семейных ценностей и ЗОЖ;
- уровень сформированности УУД обучающихся;
3
- уровень развития ИКТ-компетентности обучающихся;
- качество и динамика обученности по учебным предметам, курсам;
- подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
- участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах;
- качество планирования и организации уроков по предмету;
- качество деятельности по развитию метапредметных умений;
- качество деятельности по обучению учеников на основе использования ИКТ;
- качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных
учебных
программ для отдельных обучающихся;
- качество деятельности по организации и проведению предметных событий в
школе;
- качество деятельности по организации внеурочной деятельности ;
- качество организации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
-качество деятельности учителя по развитию предметного кабинета и
образовательного пространства школы;
- качество реализации программы воспитания и социализации (духовнонравственное развитие обучающихся, их социализация и профориентация,
формирование экологической культуры, культуры ЗОЖ) ;
- динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя ;
- психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе;
- качество деятельности предметных творческих групп; - качество реализации
педагогического эксперимента;
- качество соблюдения документооборота.
6.2. Виды контроля:
Предварительный контроль предусматривает анализ готовности
педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им
на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае
предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные
разработки уроков «под ФГОС» (план-конспекты уроков), рабочие программы
по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом требований
стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д.
Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени
образовательного процесса. Он связан с вопросами реализации основной
образовательной программы и ее
4
отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным
предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития
школьников, программы коррекционной работы и других).
Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления
деятельности школы или педагогического работника, прохождения
определенной учебной темы. Объектом особого внимания в этом случае
становится
изучение
условий
(организационных,
методических,
дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов в рамках конкретной темы.
Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов
образовательного процесса (в конце , учебного года, после изучения большого
раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы
отдельного педагогического работника в условиях реализации ФГОС и
оказание ему необходимой методической помощи. В ходе персонального
контроля может изучаться:
- знание современных достижений психологической и педагогической науки (в
том числе в области системно-деятельностного подхода);
-концепций, лежащих в основе стандарта второго поколения;
-уровень профессионального
мастерства,
обусловливающий
эффективность формирования УУД, достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
- владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными
технологиями,
адекватными
требованиям ФГОС; - результаты образовательной и методической
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
Фронтальный контроль - проверка работы каждого отдельного педагога,
например, готовности к началу нового учебного обучающихся по ФГОС.
Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение
деятельности конкретного класса (или параллели) и работы с ним
педагогического коллектива.
В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:
- уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых
результатов освоения основной образовательной программы;
- качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
5
- качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и
развития обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках
основной образовательной программы.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов полугодия
или учебного года. Сроки данного вида контроля определяются в соответствии
с объемом изучения ситуации, адекватным выявленным проблемам. По
результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы,
совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские
собрания.
Проблемно-обобщающий контроль предусматривает выявление уровня
разработки проблемы (темы) в рамках реализации ФГОС, по которой работает
педагогический коллектив (изучение диагностических карт, методических
разработок, системы мероприятий).
Комплексный контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу и
состоит из двух и более видов контроля.
VII. Методы внутришкольного контроля
- устный и письменный контроль;
- специальные контрольно-методические срезы (КМС);
- критериальная система оценки (КСО);
- изучение школьной документации;
- включенное наблюдение;
- беседы
- анализ и самоанализ уроков;
- анкетирование, тестирование;
- анализ портфолио обучающихся и педагогов;
- социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности
обучающихся;
- кейс-метод;
- диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы
личности,
- психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;
- диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе
единого текста;
6
- общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного
договора и развитием государственно-общественного управления;
- хронометрирование (при изучении режима работы школы, рационального
использования времени урока и внеурочной деятельности, занятости
обучающихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема
домашних заданий, скорости чтения и др.); - специальные обследования.
VIII. Обязанности должностного лица, осуществляющего
внутришкольный контроль
8.1. Определение методов проверки в соответствии с тематикой и объемом
проверки.
8.2. Координирование совместно с проверяемым педагогическим работником
срока и темпа освоения обучающимися образовательных программ.
8.3. Организация предварительного собеседования с педагогическим
работником по тематике контроля.
8.4. Отслеживание результативности письменных проверочных работ по
учебным предметам.
8.5. Отслеживание сформированности метапредметных универсальных
учебных действий
8.6. Оценивание методического обеспечения образовательного процесса.
8.7. Оценивание самоанализа педагогического работника об уровне освоения
программного материала, обоснованность этой информации.
8.8. Оценивание внеурочной деятельности педагогического работника с
обучающимися.
8.9. Оценивание условий образовательного процесса.
8.10. Оформление анализа проведенной проверки.
8.11. Оказание или организация методической помощи педагогическому
работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время
проверки.
8.12. Отслеживание устранения замечаний, недостатков в работе, данных во
время проведения контроля.
8.13. Принятие управленческих решений по итогам проведенного контроля.
IX. Правила проведения внутришкольного контроля
9.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы и (или) по его
поручению ответственный по УВР.
7
9.2. ВШК осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который
является частью плана работы школы на учебный год. План ВШК доводится до
членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при
директоре, педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогов
месте.
9.3. Продолжительность плановых и внеплановых тематических проверок не
должна превышать 20 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других
мероприятий.
9.4. Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию,
изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.
При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений
законодательства Российской Федерации в области образования, о них
сообщается директору школы.
9.5. При проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в ежемесячном плане указаны сроки контроля. В
экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки
учителей школы без предварительного
предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на
нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).
9.6. Результаты ВШК оформляются в виде: аналитической справки; справки;
доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.
9.7. Информация о результатах ВШК доводится до работников школы в
течение 7 дней с момента завершения проверки. Педагогические работники
после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны
поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они
поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля и дату
ознакомления. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и
выводам и обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие
органы управления образованием.
9.8. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и
задач, а также с учетом реального положения дел проводится:
- собеседование;
- совещание при заместителе директора;
- совещание при директоре;
- производственное совещание;
- рассмотрение полученной информации на педагогическом совете.
8
9.9. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает
следующие решения:
- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля на
совещании при директоре;
- о проведении повторного контроля с привлечением специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; - о
поощрении работников.
9